Отчет об исследовании «Вклад Coca-Cola в России в социально-экономическое развитие Российской Федерации в 2017–2018 годах» подготовлен и верифицирован Лабораторией экономико-социологических исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Цель исследования — комплексная оценка вклада Coca-Cola в России в экономическое развитие РФ в целом и в отдельных регионах присутствия.

Под Coca-Cola в России в исследовании подразумевается:

ООО «Кока-Кола Софт Дринк Консалтинг»
ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия»
АО «Мултон».

Основные источники данных:

  • данные от Coca-Cola в России (внутренние и внешние отчеты)

  • статистические базы данных — Росстат, СПАРК, Euromonitor

  • материалы предшествующих исследований о работе Coca-Cola в России в РФ, других посткоммунистических странах, странах БРИКС и ЕС.

Методика исследования

Совокупные инвестиции Coca-Cola в России в экономику страны подсчитаны за период 1979–2018 годы в долларовом эквиваленте с использованием официального среднегодового курса Банка России (1979–1992 годы) и Всемирного Банка (последующий период).

Для нивелирования колебаний курса рубля и влияния инфляции полученные суммы пересчитаны в постоянные цены в долларах 2018 года при использовании индекса производителей на строительную продукцию и индекса цен на приобретение машин и оборудования инвестиционного назначения (PPI), а также индекса потребительских цен (CPI), предоставляемого U.S. Bureau of Labor Statistics.

Исследование измеряет четыре типа стандартных показателей, которые обычно используются для оценки вклада/эффекта компаний:

  • прямые эффекты, рассчитываемые по экономическим показателям деятельности самой Coca-Cola в России

  • косвенные (непрямые) эффекты, оказываемые на деятельность поставщиков и клиентов Coca-Cola в России

  • стимулирующие (индуцированные) эффекты, оказываемые через воздействие на экономику через потребительские расходы, производимые работниками Coca-Cola в России, работниками компаний-поставщиков и клиентов

  • совокупные эффекты — суммарные экономические эффекты, включающие прямые, косвенные и стимулирующие эффекты.

Используется система расчета непрямых эффектов через мультипликаторы Леонтьева. Источник данных — материалы Организации экономического сотрудничества и развития.

Оценка инвестиционной стоимости человеческого капитала Coca-Cola в России сделана на основе рыночного (сравнительного) подхода с помощью статистического анализа. Для сравнения отобраны компании отрасли — ближайшие аналоги Coca-Cola в России.

Проанализирована работа 75 компаний за последние 10 лет. Использовались такие показатели, как инвестиции в развитие персонала, совокупная заработная плата и доля высококвалифицированного персонала.

Компании-аналоги определены с помощью фильтров к генеральной совокупности всех крупных компаний в отрасли производства и дистрибуции напитков. Фильтры представляют собой систему ключевых показателей: объемы и темпы продаж, внеоборотные и оборотные активы, численность персонала, структура капитала.

С помощью регрессионного анализа (гедонической регрессии) получены коэффициенты, отражающие вклад соответствующего элемента нематериальных активов в создание рыночной стоимости компании.

Для оценки инвестиционной стоимости человеческого капитала Coca-Cola в России полученные коэффициенты (гедонические цены) умножены на величину соответствующего показателя: размер инвестиции в развитие персонала, величина совокупной заработной платы и доля высококвалифицированного персонала в Coca-Cola в России за каждый период.

Итоговое значение инвестиционной стоимости представляет собой сумму всех показателей, приведенных к денежному выражению (после умножения на коэффициенты) за все анализируемые периоды деятельности Coca-Cola в России.

Расчеты инвестиционной стоимости нематериальных ресурсов Coca-Cola в России выполнил исследовательский коллектив Международной лаборатории экономики нематериальных активов НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург, руководитель Елена Шакина).