В 2018 году Coca-Cola в России изменила концепцию одного из своих самых известных и масштабных социальных проектов. С 2000 года каждый декабрь «Рождественский караван Coca-Cola» отправлялся в путешествие по всей стране. Фирменные красные грузовики приезжали с подарками в детские дома, школы-интернаты, реабилитационные центры и детские больницы, чтобы подарить праздник и волшебство тем, кто особенно нуждается в заботе. В 2018 году «Рождественский караван Coca-Cola» отправился в путь не таким, как прежде: мы сделали его полностью инклюзивным, чтобы вовлечь ребят с особыми нуждами в празднование Нового года вместе со всеми.

По статистике, 8% жителей России — люди с особенностями развития. Из-за плохо приспособленной среды и непонимания окружающих они часто оказываются исключены из общественной жизни. Сейчас в стране постепенно улучшаются условия для комфортной жизни людей с особыми нуждами, однако проблема их социальной изоляции остается прежней.

Именно поэтому Сoca-Cola в России считает ключевой задачу социализации всех, кто имеет особые потребности. Начиная с 2018 года «Рождественский караван Coca-Cola» помогает подросткам с особенностями развития социализироваться, находить новых друзей и вдохновение.

Как устроен новый «Рождественский караван Coca-Cola»

Мы организуем инклюзивные праздники, в которых участвуют подростки с различными возможностями. Вместо того чтобы приезжать в детские дома и социальные учреждения, мы стараемся вывозить ребят в новые для них места. Мы уверены, что им необходимо выбираться из привычного окружения и видеть красоту и безграничные возможности окружающего мира. В этой идее нас поддержали городские администрации и партнерские организации, которые помогли найти центральные городские площадки на безвозмездной основе. Например, в 2018 году мероприятия «Рождественского каравана Coca-Cola» в Москве проходили в отеле «Метрополь», в Екатеринбурге — в Ельцин Центре. Праздник в таких местах для многих участников — новый вдохновляющий опыт.

В 2018 году инклюзивные праздники прошли в 12 городах: Москве, Одинцове, Калязине, Санкт-Петербурге, Самаре, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Казани, Новосибирске, Красноярске и Владивостоке. Чтобы подготовить волонтеров к проведению инклюзивных праздников, мы провели специальное обучение при поддержке Центра «Наш солнечный мир».

Конечно, сам формат праздника тоже трансформировался. Все игры и мероприятия теперь продуманы таким образом, чтобы в них могли с комфортом участвовать как обычные подростки, так и ребята с различными сенсорными, ментальными и двигательными особенностями.

Пространства, в которых в декабре 2018 года проходили инклюзивные праздники, были разделены на несколько зон. В творческой мастерской можно было своими руками сделать открытку для родных и друзей. В музыкальной зоне участников ждал набор музыкальных инструментов, а наставники помогали разучивать простые аккорды и ритмы. В игровой зоне для гостей устроили веселый баскетбол. Была и зона самопознания, где с помощью психологов ребята определяли свои сильные стороны. Важно, что к занятиям все могли присоединяться в любой момент, так же, как и переходить от одной активности к другой.

Кроме набора активностей различного формата, мы также организовали пространство праздника так, чтобы было комфортно всем. Для этого мы обеспечили возможность свободного передвижения по площадке, а также помощь и поддержку волонтеров, разместили точные и заметные указатели, оборудовали тихую зону отдыха, избегали высокого уровня громкости, яркого и резкого света. Для ребят, которым требуется помощь в передвижении, мы предусмотрели пологие поверхности и отрегулировали высоту декораций.

— Это был наш первый подобный опыт, и мы очень волновались, — делится впечатлениями Дарья Мезурнишвили, менеджер по корпоративной социальной ответственности Coca-Cola HBC Россия. — Но, похоже, у нас всё получилось. Хорошие отзывы ребят, а также волонтеров и представителей партнерских организаций нас невероятно вдохновили! Мероприятия «Рождественского каравана Coca-Cola» посетили свыше 3 000 гостей из более чем 90 социальных учреждений, а в каждом событии участвовали от 100 до 500 ребят. Это хороший результат. Уверена, что в следующем году мы сделаем инклюзивные праздники еще лучше.

Coca-Cola в России не первый год работает над формированием инклюзивного общества и внедряет инклюзию во все свои социальные проекты. В рамках Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России™ мы провели по всей стране 12 юнифайд-матчей, крупнейший из которых прошел на Красной площади. Мы дали возможность подросткам с особыми потребностями присоединиться к Детско-юношеской программе FIFA и поучаствовать в организации матчей мундиаля. Подростки-спортсмены с особенностями развития выступили в роли флагоносцев на нескольких матчах. Также в этом году Coca-Cola HBC Россия начала проводить экскурсии на территории своих производств для ребят с ментальными и физическими особенностями и приглашать их к участию в экологических и спортивных мероприятиях.